Многие вебмастера знают о том, что поисковая оптимизация бывает внешней и внутренней. Зачастую внешняя оптимизация сводится лишь к приобретению ссылок с трастовых и посещаемых ресурсов сходной тематики, а также планомерному наращиванию ТИЦ и PR (собственно, первое приводит ко второму). Внутренняя оптимизация, как правило, включает в себя гораздо больше действий, каждое из которых не так очевидно (особенно для новичков в деле сайтостроения). Поэтому ниже мы расскажем об основных моментах, связанных с внутренней оптимизацией интернет-ресурса.

Заполнение тегов title и description

Содержимое данных тегов не отображается на сайте, но его можно увидеть, заглянув в исходный код страницы. При этом оба тега представляют интерес для поисковых роботов (они считывают оттуда основную информацию о странице). Если говорить более конкретно, то тег title – это заголовок. Он отображается во вкладке браузера при просмотре сайта и довольно часто совпадает с основным заголовком H1. Что касается description, то это краткое описание содержимого страницы (статьи, которая здесь опубликована). Как правило, description является сниппетом страницы при формировании выдачи в Google. Яндекс не всегда формирует сниппет из description. Есть еще один тег под названием Keywords, но в настоящее время его содержимое практически не учитывается поисковыми системами.

Настройка ЧПУ

Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом – человекопонятный URL. То есть это URL-адрес, состоящий из слов, а не из набора случайных символов. Использование подобных адресов может дать целый ряд преимуществ. Во-первых, человекопонятные URL лучше запоминаются пользователями (могут быть введены в адресную строку по памяти). Во-вторых, такие URL являются гораздо более привлекательными с точки зрения SEO, так как содержат продвигаемые ключи (это делает URL более информативным, «говорящим»).

Правильное использование заголовков различных уровней

В HTML есть несколько типов заголовков – H1, H2, H3, H4, H5, а также H6. Самым главным является заголовок H1. Как правило, это основой заголовок статьи. Он должен содержаться на странице в единственном экземпляре. Вполне допустимо полное совпадение H1 и title. Заголовок H2 часто называют подзаголовком. Обычно он обладает чуть меньшим размером, чем H1. Основное предназначение H2 – разделение статьи / страницы на отдельные смысловые части. Что касается H3, H4 и остальных заголовков, то они используются намного реже, так как в их использовании мало смысла. Основные ошибки, которые могут допускаться вебмастерами – публикация двух и более заголовков H1, обрамление основного заголовка в теги <h2>,<h3> и т.д., публикация слишком большого количества заголовков разных уровней на одной странице.

Проверка сайта на наличие дублей страниц, удаление дублей

Чаще всего копии появляются при использовании популярных бесплатных CMS. В данном случае происходит полное дублирование страницы и контента, размещенного на ней. Иногда причиной появления дублей является неправильно созданный редирект. Удалить копии существующих страниц можно при помощи специальных директив в файле .htaccess, а также в файле robots.txt (здесь указывается, какие именно страницы и разделы сайта будут доступны для индексации).

Корректная вставка графики на страницы

Желательно, чтобы весь публикуемый графический контент без проблем индексировался поисковыми системами. Чтобы добиться этого, оптимизируйте файлы перед их заливкой на сайт (если необходимо, уменьшайте размер и разрешение, составляйте уникальное и релевантное название), правильно заполняйте тег alt (альтернативный текст, по которому поисковики понимают, что именно изображено на картинке). При соблюдении всех этих рекомендаций картинки наверняка попадут в индекс и будут приводить на ваш сайт целевых посетителей.

Поиск и исправление / удаление битых ссылок

Рано или поздно на любом сайте появляются так называемые битые ссылки. Они ведут на внутреннюю или внешнюю страницу, которая на данный момент не существует (к примеру, ее удалили или изменили URL-адрес). Чем больше битых ссылок на сайте, тем больше ошибок будет при его индексации. Индексирующий робот не сможет быстро и корректно считать содержимое всех страниц ресурса, так как будет постоянно натыкаться на неработающие ссылки. Для решения данной проблемы можно использовать специальное ПО, к примеру, программу Xenu.

Проверка валидности HTML-кода

Под валидностью обычно понимают отсутствие каких-либо технических ошибок, которые могут привести к некорректному отображению страниц в разных браузерах, некорректной индексации ресурса в поисковиках и т.д. Для проверки валидности можно использовать специальные онлайн-сервисы, к примеру, http://validator.w3.org.

Создание максимально простой и понятной системы навигации

На сайте может быть одно или сразу несколько меню (главное и второстепенные). При создании старайтесь включать в них ссылки на основные разделы и страницы вашего ресурса, чтобы пользователи имели быстрый доступ к этим страницам и разделам. Не перегружайте меню, не делайте его слишком большим и сложным, так как все это лишь ухудшит юзабилити на сайте. Без лишней на то необходимости не используйте так называемые раскрывающиеся или раздвигающиеся меню, так как их целесообразно создавать только на крупных и сложных в плане структуры сайтах.

Мониторинг изменения числа проиндексированных страниц в разных поисковых системах

Обязательно зарегистрируйте ваш ресурс в таких поисковиках, как Яндекс и Google. Это позволит видеть подробную статистику сайта, следить за процессом его индексации. Можно посмотреть, какие именно страницы уже находятся в индексе, а какие – еще нет. Что же это даст? Вы сможете предпринять все необходимые меры по улучшению индексации, устранить какие-то технические ошибки и т.д.

Принятие мер по увеличению скорости загрузки страниц

От того, насколько быстро грузится ваш сайт, довольно сильно зависят поведенческие факторы, а также качество индексации в поисковых системах. К примеру, при медленной загрузке пользователи просматривают меньше страниц, быстрее покидают ресурс, а поисковикам сложнее проиндексировать все имеющиеся страницы. В ускорении загрузки вам может помочь оптимизация графики, удаление ненужных скриптов, упрощение HTML и CSS-кода, переезд на другой хостинг и некоторые другие приемы.