Каждый пользователь Сети хоть раз в жизни попадал на страничку с ошибкой 404. Данная страница отображается в том случае, если в базе данных сайта отсутствует запрашиваемая публикация, новость или страница. На практике страницу ошибки 404 можно наблюдать, если:

  • ввести неправильный адрес URL;
  • перейти по нерабочей («битой») ссылке;
  • попытаться запустить удаленные или несуществующие компоненты сайта.

oshibka-404

Ошибка 404 страница не найдена

Программный код с ошибкой 404 обязан присутствовать на всех сайтах, независимо от их тематики и рода деятельности. Внешний вид данного сообщения может быть произвольным, но его цели и задачи всякий раз будут схожими. Страница 404 в идеале должна:

  • подтверждать нормальную работу сайта и сервера;
  • отправлять соответствующий ответ на запрос к несуществующей части сайта;
  • подсказывать пользователям дальнейшие варианты действий;
  • отображать стиль и формат веб-проекта;
  • удерживать посетителей на сайте, увлекать их во взаимодействие с ресурсом;
  • помогать пользователям в поиске нужной информации;
  • положительно влиять на качество поисковой выдачи (за счет обратных сигналов, по которым поисковики выявляют нерабочие ссылки).

Ошибка 404 для роботов

Когда роботы или поисковые машины сталкиваются с данной страницей, они получают очевидный сигнал. Посредством такого сигнала робот узнает, что сайт работает исправно, но запрашиваемой страницы на нем нет. Для поисковых систем подобный ответ означает, что страницу можно исключить из результатов поиска. Правда, поисковики не спешат избавляться от «битых» ссылок и совершают последующие повторные запросы.

О наличии на сайте страницы с ошибкой 404 обязан позаботиться вебмастер или оптимизатор. Если этого не сделать, если заменить данную опцию редиректом или так называемой «мягкой ошибкой» (перенаправлением), поисковые роботы продолжат запрашивать несуществующие адреса, будут и далее предлагать «битые» ссылки пользователям.

Ошибка 404 для посетителей

Важно сделать этот элемент сайта максимально «дружественным» по отношению к реальным посетителям. В этом плане вебмастер часто совершает ошибки, забывает о потребностях своей целевой аудитории.

Когда посетитель видит соответствующее сообщение, он приходит в замешательство. Если не предложить посетителю доступные и логичные варианты последующих действий, скорее всего, он просто покинет сайт.

Оптимизация

Страница ошибки 404 нуждается в оптимизации не меньше, чем все остальные разделы ресурса. Что же можно предпринять, дабы повысить «дружественность» данной странички и удержать человека на сайте?

1. Оформить сообщение об ошибке в соответствии с основным дизайном веб-проекта.

2. Вставить сюда интересный рисунок, забавное изображение, увлекательный сервис, развлекательную интерактивную игру или опрос. Задача такого приема заключается в том, чтобы эмоционально воздействовать на посетителя, огорченного отсутствием запрашиваемой информации.

3. Снабдить страничку понятными и простыми пояснениями, в которых не будет даже намека на вину пользователя. Последний нюанс важен, так как многие устаревшие страницы подобного типа сообщают, что посетитель мог ошибиться при вводе адреса URL. Подобный намек на опечатку маловероятен, он снижает «дружественность» страницы скрытым упреком.

4. Добавить на страницу с ошибкой 404 полезные ссылки, форму поиска, кнопки и рекомендации.

5. Убедиться, что ответ 404 реально работает в обеих версиях проекта (полной и мобильной). Очень часто о существовании мобильной версии вообще забывают, что неизбежно приводит к потере мобильного трафика.

6. Убрать все лишнее. Нередко страничку с ошибкой 404 захламляют настолько, что посетителю сложно сориентироваться в обилии ссылок, опций и вариантов, сложно принять решение.

7. Постараться уменьшить число показов данной страницы вообще. Для этого необходимо:

  • очистить сайт от нерабочих ссылок и сервисов;
  • удалить «битые» адреса из индекса поисковых систем (через специальные сервисы);
  • закрыть устаревшие линки в файле robots.txt.

Тестирование и контроль

После оптимизации желательно провести соответствующее тестирование, узнать мнение целевой аудитории. Для контроля эффективности страницы 404 полезно установить здесь счетчик любого аналитического сервиса, который сможет фиксировать действия посетителей. Информация такого рода позволит отслеживать внутренние процессы, чтобы улучшать и развивать сайт с большей эффективностью.