До недавних пор могучий и великий русский язык был запрещён в URL – у «Яндекс.Бар» имелась функция запрета русской раскладки в его адресной строке. Однако справедливость восторжествовала – плод трудов небезызвестных Кирилла и Мефодия теперь можно видеть в доменных именах. Правда, стоит ли использовать такие русскоязычные домены?..

С момента появления отечественного домена «.рф» уже прошло более года – официально в корневой зоне DNS он был делегирован 12-го мая 2010-го года. В первый же день его регистрации 260 000 доменов расхватали как горячие пирожки. Однако до настоящего момента времени кириллица в адресной браузерной строке для абсолютного большинства пользователей так и не стала привычной.

Краткая справка из истории:

В ноябре 2008-го г. на конференции ICANN приняли решение о выделении именного домена «.рф» специально для Российской Федерации. Не прошло и года, как в конце октября 2009- го года, в Сеуле состоялась официальная презентация нового кириллического домена. А через месяц была направлена заявка в ICANN на его делегирование. В знаковую ночь с 12 на 13-тое мая 2010-го года заработали самые первые веб-ресурсы с доменом «.рф».

Об особенностях регистрации и киберсквоттинге

Провести регистрацию имен в новой кириллической доменной зоне решено было в несколько этапов. Данная мера была призвана решить хотя бы частично проблему киберсквоттинга. 1-вый период приоритетной регистрации стартовал 25-го ноября 2009 г., тогда как свободная регистрация для всех желающих стала доступной только год спустя.

С регистрацией кириллических доменных имен сложилась весьма неоднозначная ситуация – многие попросту не успели «захватить» имя, которое им требуется. Некоторыми регистраторами даже стали устраиваться аукционы среди пользователей, что стало причиной для множества скандалов. Особенно заметным это стало при открытии свободной регистрации для всех желающих.

Так быть или не быть кириллическим доменам?

Какими преимуществами обладает домен на кириллице? Его основной плюс – удобство для всех русскоязычных пользователей, которые не могут похвастаться хорошим знанием английского языка: по телефону, либо в радиорекламе гораздо проще сказать, к примеру, «поезд.рф», нежели train.ru (нужно будет диктовать по буквам). Подобные доменные имена очень хорошо запоминаются.

В настоящий момент все без исключения современные браузеры с кириллическими доменами работают корректно, то есть можно смело вводить адрес на русском в адресную строку. К тому же посещение сайта с кириллическим доменом не вызовет никакого затруднения у пользователя из-за рубежа: абсолютное большинство поисковиков вполне адекватно показывает их в выдаче. А войти на такой сайт напрямую юзеру, не имеющему русских букв на своей клавиатуре, поможет, к примеру, виртуальная раскладка.

Проблема с несоответствием кириллицы общепринятому Unicode стандарту, состоящему из двадцати шести букв латинского алфавита, дефиса и арабских цифр, была решена при помощи punycode. Данный метод позволяет преобразовать доменное имя, написанное на кириллице, в некую последовательность символов, которая будет понятна для Unicode. К примеру, доменное имя «сеопульт.рф», которое преобразовали с использованием конвертера punycode, выглядеть будет так: «xn--e1amiehkf7e.xn--p1ai».

Какова же ситуация с доменами в зоне «.рф» на сегодняшний день? Большинство адресов, написанных на кириллице, которые часто можно увидеть в рекламе, при помощи редиректа ведут пользователей на основной сайт в .ru зоне, либо являются его зеркалом. То есть главным сайтом владельцы оставляют ресурс, находящийся в зоне с латинским именем. Однако число действующих ресурсов в «.рф» зоне очень мало, если сравнивать с зарегистрированными, но пока неиспользуемыми именами. Весьма много подобных доменных имен взяли себе пользователи, которым они особо не нужны и существуют только «про запас». Пока что новый домен в российской интернет-среде еще не прижился, потому многие не спешат его использовать, а может просто не знают, как это делать.

Лучше всего кириллическое доменное имя подходит для так называемых сайтов-визиток. Кроме того, очень выгодно применять подобные имена для редиректа, либо в качестве зеркала для ресурсов, которые обладают не благозвучными или слишком сложными для восприятия именами в зоне .ru. Кстати, зарегистрировать удачное имя, написанное на латинице, уже давно стало проблематично, поскольку практически все подобные имена уже заняты, в данной ситуации пользователя также сможет выручить новый домен в «.рф» зоне.

Об особенностях продвижения кириллических доменов

До сегодняшнего времени бытуют довольно противоречивые мнения в отношении поискового продвижения доменов на кириллице – кто-то полагает, что им будет весьма сложно конкурировать с гораздо более привычными в .ru зоне, а кто-то заявляет о том, что отечественный «Яндекс» станет давать им внутреннее искусственное преимущество. Правда, официальные представители этого российского поисковика подобные слухи опровергают и утверждают, что оба вида этих доменов с точки зрения поисковой оптимизации абсолютно равны. Это уже было подтверждено на практике.

Но всё же одно, пусть и небольшое, преимущество у доменов в «.рф» зоне есть – это возможность прямого (причём даже не транслитерированного) вхождения ключевика в адрес сайта. Конечно, для продвижения данный фактор вес имеет довольно небольшой и решающего влияния на результат оказать не сможет. Практически то же самое действует и для доменов на латинице, когда ключевое слово совпадает с самим доменным именем. Однако данное преимущество в любом случае при возможности обязательно надо использовать.

Еще совсем недавно было целесообразно отказываться от оптимизации ресурса с доменом на кириллице в пользу намного более привычных доменов .ru, поскольку статейное и ссылочное продвижение связано было с некоторыми трудностями технического плана – многими сервисами попросту не поддерживались такие домены. На данный момент эта проблема практически решена. К примеру, система SeoPult начала работать с кириллическими доменами спустя буквально неделю после того, как была открыта свободная регистрация в зоне «.рф».

Некоторыми сервисами, необходимыми для оптимизатора или вебмастера, работа производится компромиссным образом – то есть с применением punycode. В них требуется вводить не само кириллическое имя, а полученное после преобразования в punycode. Необходимость использования конвертеров создает, конечно, некоторые трудности. Однако момент этот вполне преодолим. Но, к примеру, при работе с файлом robots.txt необходимо использовать имена исключительно в punycode.

Что же касается самых востребованных систем так называемой контекстной рекламы, то они в данное время в полном объеме поддерживают рекламу сайтов в «.рф» зоне. Популярные RSS-ридеры вовсю стараются отвечать современным тенденциям, хотя многие из них пока еще корректно не способны работать с новыми кириллическими доменами, а часть хоть и работает, но с использованием либо punycode, либо других способов.

Выводы

Осуществлять продвижение домена на кириллице ещё некоторое время назад было сложнее, нежели в случае с привычным .ru, но в настоящий момент можно заявить, что пробил час доменов с именами на русском языке. Оптимизатор сейчас не встретит практически никаких серьёзных препятствий, большинство сервисов уже отлично работают с подобными доменами. Сложившаяся ситуация подсказывает, что и те даже сервисы, которые пока что не в полной мере, либо совсем не поддерживают домены на кириллице, уже в скором времени начнут с ними работать, поскольку популярность русскоязычных доменов неуклонно растет.

Те владельцы сайтов в «.рф» зоне, которые приступили к развитию своих ресурсов с момента появления данного домена, сейчас имеют более выгодное положение – их сайты стали старше, а следовательно не подпадают уже под так называемый «возрастной» фильтр. Поэтому есть смысл не тянуть дальше с созданием ресурса в кириллической зоне – его продвигать в дальнейшем будет гораздо проще и обойдется намного дешевле.

Однако стоит понимать, что кириллические имена использовать стоит тогда, когда это оправдано. Во множестве ситуаций, которые зависят от самых разных факторов – вид деятельности компании, целевая группа – домен на латинице будет все же более уместным. А не очень продвинутые пользователи, которые пока не сталкивались с новыми доменами на русском, пока что не всегда понимают, что в адресную строчку, куда они ранее вводили только латинские буквы, теперь можно «забивать» и русские.