Поисковые запросы пользователей можно классифицировать по самым разным признакам. Чаще всего их классифицируют по показателю частотности (число показов в месяц). Здесь выделяют низкочастотные, высокочастотные, а также среднечастотные запросы. Кроме того, довольно распространенной является классификация по степени зависимости результатов выдачи от региона, в котором находится пользователь. В данном случае запросы могут быть геозависимыми и геонезависимыми.

Геозависимые поисковые запросы

Что же собой представляет геозависимый запрос и чем он отличается от геонезависимого запроса? Само слово «геозависимый» предполагает наличие определенной связи между структурой выдачи и страной / регионом / городом человека, который вводит данный запрос. То есть если пользователь находится в одном городе, то результаты выдачи будут одними, если в другом городе, то результаты будут другими. В случае с геонезависимыми запросами структура выдачи всегда будет одной и той же. На результаты сможет повлиять лишь смена страны (так как изменится язык).

Какие именно запросы являются геозависимыми? Во-первых, запросы, связанные с прогнозом погоды, местным временем и т.д. Понятно, что погода в разных регионах отличается (как и время). Поэтому результаты выдачи также будут меняться. Во-вторых, запросы, связанные с местными новостями. К примеру, новости политики, бизнеса, культурные мероприятия в регионе. По данным запросам в выдаче наверняка будут присутствовать местные новостные сайты. В-третьих, запросы, связанные с товарами и услугами. Эта группа запросов представляет для оптимизаторов наибольший интерес. Ниже расскажем, почему.

Если речь идет о покупке какого-либо товара / товаров, то желательно, чтобы продавец находился как можно ближе к покупателю. Ведь в этом случае можно обойтись без долгой и дорогостоящей доставки. Алгоритмы поисковых систем все это учитывают и отдают предпочтение сайтам, находящимся в том же регионе, что и пользователь. К примеру, если человек из Москвы вводит в поиск фразу «купить кирпич недорого», то он наверняка надеется попасть на сайты московских строительных компаний, которые торгуют кирпичом. Ведь вести несколько тонн кирпича из другого региона очень и очень накладно. Если речь идет об оказании услуг, то тут все происходит по аналогии. При этом услуги могут оказываться по стандартной схеме (то есть на месте) или удаленно. Первый вариант является более распространенным. К примеру, пользователя интересуют такие услуги, как чистка ковров или доставка еды. Понятно, что фирмы, оказывающие данные услуги, должны находиться как можно ближе к пользователю (в одном городе или районе). Ведь та же доставка еды за несколько десятков или сотен километров будет стоить намного дороже самой еды. В случае с оказанием удаленных услуг ситуация кардинально меняется. К примеру, пользователя интересуют услуги по созданию сайта. При этом исполнитель (веб-дизайнер) может находиться в другом регионе или даже стране, так как готовый сайт не нужно передавать заказчику лично в руки. Кроме того, не нужно встречаться с заказчиком (для обсуждения каких-то отдельных аспектов работы). Все детали оговариваются по телефону, скайпу, почте и прочим средствам связи.

Отдельно можно упомянуть интернет-магазины. Здесь фактор геозависимости играет не столь значимую роль. Можете проверить сами, введя в поиск, к примеру, фразу «купить одежду». Здесь в ТОПе будут не сайты местных фирм, занимающихся торговлей одеждой, а крупные интернет-магазины. Хотя одежда – это такой же товар, который необходимо доставлять до двери покупателя (и чем ближе к покупателю будет продавец, тем лучше). В данном случае в силу вступают другие факторы ранжирования, к примеру, возраст сайта, траст, посещаемость, ТИЦ и PR. По понятным причинам, сайты небольших региональных фирм будут проигрывать по этим показателям крупным интернет-магазинам.

Геонезависимые поисковые запросы

Теперь кратко о геонезависимых запросах. Выдача по данным ключевым словам и фразам не зависит то того, в каком регионе или городе находится пользователь (человек всегда будет получать одни и те же результаты). Как правило, геонезависимыми являются информационные запросы, к примеру, «конструкция двигателя», «как ловить карася», «виды заработка на собственном сайте» и т.д. В данном случае человека интересует информация по какой-то отдельной теме, не имеющей региональной привязки. Ведь конструкция двигателя, как и способы ловли карася, всегда будут одними и теми же (независимо от города проживания человека). Соответственно, поисковой системе нет смысла менять структуру выдачи.

Геозависимых запросов не так много по сравнению с геонезависимыми. Их приблизительное соотношение – 1:4 (по данным, предоставленным Яндексом).

Определение геозависимости запроса

Узнать о том, является ли запрос геозависимым или нет, можно двумя основными способами. Первый способ – простой поиск в Яндексе. Вводим интересующий нас ключ и оцениваем результаты выдачи (для анализа вполне хватит страниц из первой десятки). Если в Title или сниппете страниц присутствует название города или региона, то запрос является геозависимым. К примеру, если пользователь из Екатеринбурга введет запрос «доставка еды», то в выдаче наверняка появятся страницы, Title которых содержат фразу «доставка еды в Екатеринбурге» и ее производные. При этом не все 10 страниц могут принадлежать региональным сайтам. Вполне вероятно, что пара страниц будет относиться к сайтам из Москвы или каких-то других регионов. Второй способ проверки геозависимости – использование сервисов автоматического продвижения сайтов, к примеру, Seopult, Rookee и других. Для проверки нам понадобится окно ссылочного агрегатора. Вводим туда интересующие нас запросы и смотрим на колонку “геозависимость”. Если такой колонки у выбранного вами агрегатора не оказалось, то выбираем регион и смотрим на колонку, в которой отображается рекомендуемый бюджет. Теперь меняем регион на любой другой. Чтобы быть уверенным на 100%, регион можно сменить не 2, а 3-4 и более раз. Если рекомендуемый бюджет при этом будет сильно меняться, то запрос является геозависимым. Если же изменения незначительные, то запрос, скорее всего, геонезависимый.